Поиск по всему репозиторию:
Оптимизация управляющей подсистемы мехатронного модуля на основе трехфазного асинхронного электродвигателя

Открыть/скачать файлы документа
Автор
Дата издания
2025Издательство
БрГТУУДК
681.5Библиографическое описание
Оптимизация управляющей подсистемы мехатронного модуля на основе трехфазного асинхронного электродвигателя / О. Н. Прокопеня, А. В. Францевич, Л. И. Вабищевич, А. И. Пикула. – Текст : непосредственный // Вестник Брестского государственного технического университета. – 2025. – № 1 (136). – С. 103–109. – Библиография: 21 назв.Аннотация
Для мехатронных модулей, используемых в составе промышленных роботов и мобильных транспортных средств, является актуальной проблема оптимизации параметров с целью обеспечения минимальных потерь энергии при заданных динамических характеристиках. Целесообразным является использование в мехатронных модулях трехфазных асинхронных электродвигателей, как обладающих рядом преимуществ. В частности, меньший момент инерции ротора создает предпосылки для получения лучших динамических свойств, чем при использовании в других типов двигателей. В данной статье предлагается решение задачи оптимизации управляющей части мехатронного модуля с трехфазным асинхронным электродвигателем. Оно основано на использовании линейной математической модели второго порядка, полученной путем линеаризации механической характеристики двигателя, и квадратичного критерия оптимизации. Допустимость линеаризации модели обоснована и подтверждена результатами моделирования. Переменными состояния для рассматриваемого модуля являются угол поворота выходного вала и угловая скорость электродвигателя. Задача оптимизации решена аналитически. В результате получены аналитические зависимости для расчета оптимальных коэффициентов обратной связи по углу поворота выходного вала и угловой скорости электродвигателя. Данные зависимости могут использоваться в инженерных расчетах. Установлено, что коэффициент обратной связи по углу поворота выходного вала определяется только элементами матриц критерия оптимизации, что позволяет один из элементов выбирать произвольно. Коэффициент обратной связи по скорости зависит также от параметров двигателя. С помощью математической модели исследовано влияние матриц критерия оптимизации на качество переходных процессов и потери энергии. Предложены рекомендации по выбору данных матриц при проектировании оптимальных приводов.
Аннотация на другом языке
For mechatronic modules used in industrial robots and mobile vehicles, the problem of optimizing parameters in order to ensure minimum energy losses at given dynamic characteristics is urgent. It is advisable to use three-phase asynchronous motors in mechatronic modules as having a number of advantages. In particular, a smaller moment of inertia of the rotor creates prerequisites for obtaining better dynamic properties than when used in other types of motors.This article provides a solution to the problem of optimizing the control part of a mechatronic module with a three-phase asynchronous motor. It is based on the use of a linear mathematical model of the second order, obtained by linearizing the mechanical characteristic ofthe motor, and a quadratic optimization criterion. The model linearization is justified and confirmed by simulation results. The state variables for the module are the rotational angle of the output shaft and the angular velocity of the motor.The optimization problem is solved analytically. As a result, analytical dependencies were obtained to calculate optimal feedback coefficients for the angle of rotation of the output shaft and the angular velocity of the electric motor. These dependencies can be used in engineering calculations. It was found that the coefficient of feedback on the angle of rotation of the output shaft is determined only by the elements of the matrices of the optimization criterion, which allows one of the elements to be selected arbitrarily. The speed feedback factor also depends on the engine parameters. Using a mathematical model, the effect of optimization criterion matrices on the quality of response curve and energy loss was investigated. Recommendations on selection of these matrices at designing of optimal drives are offered.
URI документа
https://rep.bstu.by/handle/data/48669Документ расположен в коллекции
- № 1 (136) 2025 [18]

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная.