Search
Использование символики цветообозначений в ходе анализа произведений русской литературы в высшей школе Республики Беларусь
View/ Open document files
Author
Date
2023-02-13Publisher
Тегеранский университетCitation
Жигалова, М. П. Использование символики цветообозначений в ходе анализа произведений русской литературы в высшей школе Республики Беларусь / М. П. Жигалова // Исследовательский журнал русского языка и литературы. – 2023. – Том. 11, вып. 1. – С. 51–72.Abstract
В статье анализируются фрагменты использования символики цветообозначений в произведениях М. Булгакова («Мастер и Маргарита»), А.С. Пушкина («Подражание Корану»), А.В. Жигулина, Ю.П. Казакова («Голубое и зелёное»), определяется роль и место цветообозначений в ходе интерпретации и анализа произведения, в постижении читателем внутреннего мира писателя, персонажа, духовного мира и характера лирического героя, художественного мира произведения в целом. Предлагается схема
колористического анализа и методические рекомендации, которыми могут
воспользоваться читатели, обучающиеся в высшей школе, преподаватели; приводятся примеры
фрагментов практических занятий и творческих работ (А. В. Жигулин, «Чёрные камни»; Ю.П. Казаков,
«Голубое и зелёное») для разных уровней обучения. Сделан вывод о том, что такое прочтение поэтических и прозаических текстов с осмыслением символики цветообозначений, цветового спектра чувств героев, составлением партитуры переживаний героя, помогает раскрыть колорит эпохи и социума, психологические черты персонажа, активность/пассивность участия героя в действиях, разворачивающихся на страницах произведения.
Annotation in another language
The article analyzes fragments of the use of symbolism of color meanings in the
works of M.Bulgakov ("The Master and Margarita"), A.Pushkin ("Imitation of the
Koran"), A.V.Zhigulin, Yu.P.Kazakov ("Blue and Green"), determines the role and place
of color meanings in the interpretation and analysis of the work, in the reader's
comprehension of the inner world the writer, the character, the spiritual world and the
character of the lyrical hero, the artistic world of the work as a whole. A scheme of
coloristic analysis and methodological recommendations are proposed, which can be
used by readers studying at higher school, teachers; examples of fragments of practical
classes and creative works are given (A.V. Zhigulin "Black Stones", Yu.P.Kazakov
"Blue and Green") for different levels of education. It is concluded that such a reading of
poetic and prose texts with an understanding of the symbolism of color meanings, the
color spectrum of the feelings of the heroes, the composition of the score of the hero's
experiences, helps to reveal the color of the epochs and society, psychological traits of
the character, the activity / passivity of the hero's participation in the actions unfolding
on the pages of the work.
Collection
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная.