Search
Князь Александр Невский: сакрализация политика vs политизация святого (от «Повести о житии» до фильма С. Эйзенштейна)
View/ Open document files
Author
Date
2022Publisher
БрГТУCitation
Левшун, Л. В. Князь Александр Невский: сакрализация политика vs политизация святого (от «Повести о житии» до фильма С. Эйзенштейна) / Л. В. Левшун // Господь нам дарует Победу : сборник научных статей международной научно-практической конференции, посвященной 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, 775-летию вокняжения святого благоверного князя Тимофея Довмонта, 80-летию начала Великой Отечественной войны и произнесения «Послания пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Московского и Коломенского Сергия, Брест, 21–23 июня 2021 года / Министерство образования Республики Беларусь, Брестский государственный технический университет, Белорусская Православная Церковь, Брестская епархия Белорусской Православной Церкви, Российский центр науки и культуры (г. Брест), Центр Евразийских исследований филиала Российского государственного социального университета в г. Минске ; редкол.: А. Г. Баханович [и др.] ; под общ. ред. А. Г. Бахановича. – Брест : БрГТУ, 2022. – С. 47–55. – Библиогр.: с. 54-55 (8 назв.).Abstract
Автор выявляет основания и причины политизации образа святого благоверного князя Александра Невского в культуре slaviaorientalis. К анализу привлекаются: «историческая теология» «Повести временных лет» в сюжетах, посвященных «ратям» русских князей с «погаными»; концепт «божия суда», одним из видов которого был судебный поединок, известный в древней Руси как «поле»; «Повесть о житии Александра Невского»; новозаветные контексты, смыслообразующие для «Повести». Обосновывается положение, что автор «Повести» представлял себе идеальную политическую систему древнерусского государства какагиократию (в отличие от византийской симфонии), а в киносценарии А. П. Павленко и С. М. Эйзенштейна фраза, вложенная в уста Александра Невского, являет политический девиз динамократии. И эта подмена свидетельствует как о политизации образа святого князя, так и о существенном изменении кода современной культуры slaviaorientalis.
Annotation in another language
The author reveals the grounds and reasons for the politicization of the image of the holy blessed prince Alexander Nevsky in the culture of slavia orientalis. The following are involved in the analysis: “historical theology” of the Tale of Bygone Years in plots dedicated to the battles of Russian princes with pagans; the concept of "divine judgment", one of the types of which was a judicial duel, known in ancient Russia as a "field"; "The Tale of the Life of Alexander Nevsky"; New Testament contexts, meaning-making for the "Tale". The article substantiates the position that the author of the "Tale" imagined the ideal political system of the ancient Russian state as hagiocracy (in contrast to the Byzantine symphony), and in the screenplay by A.P. Pavlenko and S.M. Eisenstein's phrase, put into the mouth of Alexander Nevsky, is the political motto of dynamocracy. And this substitution testifies both to the politicization of the image of the holy prince and to a significant change in the code of modern culture slavia orientalis.
Collection
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная.