Search

Show simple item record

dc.contributor.authorМорозов, Евгений Валерьевич
dc.coverage.spatialБрестru_RU
dc.date.accessioned2025-12-10T07:47:47Z
dc.date.available2025-12-10T07:47:47Z
dc.date.issued2025
dc.identifier.citationМорозов, Е. В. Черты модерна и эклектики в архитектуре Советской Белоруссии 1920-х гг. = Features of art novelties and eclecticism in the architecture of Soviet Belarus in the 1920s / Е. В. Морозов. – Текст : непосредственный // Вестник Брестского государственного технического университета. – 2025. – № 2 (137). – С. 30–34. – Библиография: 20 назв.ru_RU
dc.identifier.urihttps://rep.bstu.by/handle/data/50397
dc.description.abstractВ статье исследовано развитие формообразующих черт белорусской архитектуры первых лет советской власти. Определено, что наряду с единичными авангардными постройками в 1920-х гг. существовало значительное количество зданий модерна и эклектики. А. Воинов, А. Шамрук и другие исследователи не обращались к этому эмпирическому материалу, создавая ограниченное представление о предопределённости процессов в архитектуре событиями политической истории. Основываясь на специальных исследованиях отечественных и зарубежных теоретиков (А. Лакотка, А. Иконников, Е. Кириченко, В. Власов), автор данной статьи сформировал модель стилей эклектики и модерна. Предложено использовать термин «эклектика» для описания построек, в которых нельзя отметить явные черты модерна или академического классицизма. «Модерн» при этом рассматривается как стиль, изначально ориентированный на создание принципиально нового, современного формального языка, призванного отметить новый этап в развитии архитектуры. Показана специфическая черта советского авангарда, пришедшего на смену модерну, – доктринальный отказ от всякого рода украшательства, т. е. от традиционных декоративных элементов, что компенсировалось использованием актуальных на то время материалов и технических решений. Черты модерна отмечаются в широкой номенклатуре построек: от уникальных представительских до рядовых зданий. Подчёркивается, что ограниченному развитию эклектики способствовало конвенциональное восприятие этого направления как буржуазного. При создании образов эклектики архитекторы обращались к более раннему строительному опыту, к народной традиции, что удачней всего воплотилось в деревянном зодчестве. Немногочисленные сохранившиеся здания, датируемые первыми годами советской власти, требуют дальнейшего изучения, охраны и бережной реконструкции.ru_RU
dc.language.isoruru_RU
dc.publisherБрГТУru_RU
dc.titleЧерты модерна и эклектики в архитектуре Советской Белоруссии 1920-х гг.ru_RU
dc.title.alternativeFeatures of art novelties and eclecticism in the architecture of Soviet Belarus in the 1920sru_RU
dc.typeСтатья (Article)ru_RU
dc.identifier.udc72.036ru_RU
dc.abstract.alternativeThe article examines the development of formative features of the Belarusian architecture of the first years of Soviet power. It is determined that along with single avant-garde buildings in the 1920s, there were a significant number of Art Nouveau and eclectic buildings. A. Voinov, A. Shamruk and other researchers did not refer to this empirical material, creating a limited understanding of the predestination of processes in architecture by events of political history. Based on special research by domestic and foreign theorists (A. Lakotka, A. Ikonnikov, E. Kirichenko, V. Vlasov), the author of this article has formed a model of eclectic and modern styles. It is proposed to use the term «eclecticism» to describe buildings in which it is impossible to note the obvious features of Art Nouveau or academic classicism. At the same time, «Modern» is considered as a style initially focused on creating a fundamentally new, modern formal language designed to mark a new stage in the development of architecture. A specific feature of the Soviet avant-garde, which replaced modernity, is shown – the doctrinal rejection of all kinds of adornment, i. e. from traditional decorative elements, which was compensated by the use of relevant materials and technical solutions at that time. The features of Art Nouveau are noted in a wide range of buildings: from unique representative to ordinary buildings. It is emphasized that the limited development of eclecticism was facilitated by the conventional perception of this trend as bourgeois. When creating eclectic images, the architects turned to earlier construction experience, to folk tradition, which was most successfully embodied in wooden architecture. The few remaining buildings dating back to the first years of Soviet rule require further study, protection and careful reconstruction.ru_RU
dc.identifier.doihttps://doi.org/10.36773/1818-1112-2025-137-2-30-34


Files in this item

Thumbnail

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record