Search
Петровский миф и русская историософия в русской прозе ХХ века (на материале романов Д. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)» и Д. Гранина «Вечера с Петром Великим. Сообщения и свидетельства господина М.»)
View/ Open document files
Date
2023Publisher
БрГТУUDC
821.161.1Citation
Гарипова, Г. Т. Петровский миф и русская историософия в русской прозе ХХ века (на материале романов Д. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)» и Д. Гранина «Вечера с Петром Великим. Сообщения и свидетельства господина М.») / Г. Т. Гарипова // Этносы и судьбы в современном социуме: теория и практика : коллективная монография / Министерство образования Республики Беларусь, Брестский государственный технический университет, Кафедра белорусского и русского языков, Научно-исследовательская лаборатория по социокультурным проблемам пограничья ; под ред. М. П. Жигаловой. – Брест : БрГТУ, 2023. – С. 15–29.Abstract
Автор рассматривает особенности функционирования Петровского мифа в романах Д. Мережковского и Даниила Гранина в контексте антропоцентрических художественнофилософских концепции русской литературы ХХ века. Рассматривается антропоцентризм историософии Даниила Гранина в контексте прямых и непрямых референций с романом «Антихрист. Петр и Алексей» Д. Мережковского и религиознофилософским произведением Д. Андреева «Роза мира». Автор прослеживает и прямые соотнесения хронотопического художественного метакода «распавшегося пространства» как формы историософской бифуркации в романе Д. Гранина, функционально выстраивающей ряд «история петровской эпохи история России ХХ века». Петр Великий определяется как историософский концентр для понимания исторических событий и личностей ХХ века. В частности, интертекстуальное прочтение «внутренних исторических рецепций» романа Гранина (ПетрСталинХрущевБрежнев…) в контексте семантики «Родомысл – Жругр» позволяет идентифицировать авторскую концепцию «исторической власти» как художественную фоновую традицию для российской культуры и истории ХХ века.
Annotation in another language
The author examines the features of the functioning of the Petrovsky myth in the novels of D. Merezhkovsky and D. Granin in the context of anthropocentric artistic and philosophical concepts of Russian literature of the twentieth century. The anthropocentrism of Daniil Granin's historiosophy is considered in the context of direct and indirect references to the novel “The Antichrist. Peter and Alexey” by D. Merezhkovsky and D. Andreev's religious and philosophical work “The Rose of the World”. The author also traces direct correlations of the chronotopic artistic metacode of “disintegrated space” as a form of historiosophical bifurcation in Granin's novel, functionally building a series of “the history of the Peter the Great era – the history of Russia of the twentieth century”. Peter the Great is defined as a historiosophical center 17 for understanding historical events and personalities of the twentieth century. In particular, the intertextual reading of the “internal historical receptions” of the novel Granin (Peter-Stalin-Khrushchev-Brezhnev ...) in the context of the semantics of “Rodomysl – Zhrugr” makes it possible to identify the author's concept of “historical power” as an artistic background tradition for Russian culture and history of the twentieth century.
Collection
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная.