dc.description.abstract | Эпоху древнегреческого философа-идеалиста Платона и эпоху «Молодой Польши» разделяют тысячелетия, но объединяет интерес к сфере идеального, к жизни души. Платоновская антиномия «sacrum-profanum» становится основой мировидения младопольских драматургов-модернистов на рубеже XIХ-XX вв. Концепция anima mundi или мировой души, посредствующей между вечным миром идей и тленным «вещным» миром, является одной из философских посылок искусства символизма. Один из главных эстетических принципов символизма – необходимость прорыва к «неизреченному», лишенному «вещности». Объектом внимания писателей-символистов становится внутренняя жизнь человека, состояния его души в их безостановочных и логически необъяснимых превращениях. Символисты относились к окружающему миру как к книге многозначных символов, содержание которых неподвластно дискурсивно-логическому мышлению. Структура символа направлена на то, чтобы погрузить каждое частное явление в стихию первоначал (эйдосов) и дать через него целостную картину мира. В польской драматургии рубежа XIХ-XX вв. символизм не сложился в литературное направление. Однако близкими к эстетике символизма были создатели польской «новой драмы» С. Пшибышевский, С.Выспяньский, Е.Жулавский, Т.Мичиньский, Л. Стафф, которые восприняли платоновскую концепцию anima mundi как основу своего мировидения. Характерной чертой их драматургии является тенденция к сакрализации театрального действа, попытка создания thatrum mundi. | |