dc.description.abstract | Рассмотрены два пути изучения и преподавания литературы: структурный анализ и рецептивная эстетика. Осмыслены суждения современного литературоведения о познавательных возможностях рецептивной эстетики. Доказывается, что структурный анализ – необходимый, но локальный этап общения читателя с художественным произведением. Он нужен для постижения информации бесспорной и рационально доказуемой (жанр, композиция, тропы, системы стихосложения и т. п.). Рецептивная эстетика опирается на логические данные анализа, но следует дальше, являя собою подлинную нравственно-философскую сущность познания литературы. Она реализует себя через различные приёмы герменевтики и отражает личностное впечатление от изучаемого образа. Такое впечатление поддаётся научной классификации, поскольку духовный суверенитет индивида достаточно относителен: человек всегда выступает как участник многих общностей (родовых, этнических, гендерных, религиозных, возрастных и т. д.). Особо отмечается связь рецептивной эстетики с этикой чтения. Указанная этика воплощает подсознательную реакцию социума на различные угрозы выживанию рода. Структурный анализ художественного произведения в силу своей однозначной понятивности нравственно индифферентен и поэтому в развитии этики чтения участия принимать не может. Герменевтический диалог требует морального соответствия между реципиентом и персонажем, а, следовательно, и составляет определяющий методологический путь современного изучения и преподавания литературы. | |